ВОПРОС 2. Поворотные устройства прицепов.
Поворотные устройства обеспечивают изменение движения прицеп­ного звена и исключение бокового скольжения колес. Применяют поворотные оси, к которым жестко крепится дышло, а также поворотные или подкатные тележки. Поворотные тележки имеют неразъемное шарнирное соединение с рамой прицепа, а подкатные – разъемное. Тележки отличаются простотой, надежностью, обеспечивают обычно большие углы поворота тележки относительно рамы и устойчивое прямолинейное движение. Основной элемент поворотной тележкиповоротный круг одного изтрех типов: – центрально-шкворневой с трением скольжения; – центрально-шкворневой с трением качения; – бесшкворневой с трением качения. Центрально-шкворневой имеет верхнюю и нижнюю плиты, приварен­ные к раме прицепа и к раме поворотной тележки.

Между плитами помешает­ся диск. Поворотная тележка соединяется с рамой прицепа шкворнем, встав­лен­ным в гнездо поперечины рамы прицепа и проходящим через опорные плиты, диск и поперечину рамы поворотной тележки. Снизу шкворень фикси­руется гайкой и контргайкой с замочными шайбами. Трущиеся поверхности смазываются. Наиболее распространен бесшкворневой поворотный круг , изобра­жен­ный на рисунке 4.1, представляющий собой или шариковый, или роликовый подшипник большого диаметра (до 1 метра), кольцевые обоймы которого соединены: нижняя – с рамой поворотной тележки, верхняя – с рамой прицепа. Между обоймами заложены шарики, которые передают все усилия от тележки на раму. Точность изготовления шариков 2,5–5 мкм. Рис.

4.1. Бесшкворневой шариковый поворотный круг: 1, 2 – соответственно нижняя и верхняя кольцевые обоймы; 3 – уплотнительные кольца; 4 – шарики. Для обеспечения возможности транспортирования полуприцепа автомобилем (прицепом) оборудованным тягово-сцепным устройством, используют подкатные тележки. Они представляют собой одноосный прицеп с установленным на нем седельно-сцепным устройством. Поворотным устройством прицепа с подкатной тележкой является установленное на тележке жесткое седельно-сцепное устройство. В отличие от устанавливаемых на тягачах, такое устройство имеет только одну степень свободы, обеспечивающую поворот тележки относительно полуприцепа в горизонтальной плоскости. Значительно увеличивает маневренность прицепов использование устройств, обеспечивающих поворот только колес (трапеции). Поворотные устройства с управляемыми колесами могут быть с боковым расположением рычагов привода – неразрезной рулевой трапецией (рис.

4.2) и центральным размещением привода – разрезной рулевой трапецией (рис. 4.3). Рис. 4.2. Привод управления прицепом с неразрезной рулевой трапецией. Рис. 4.3.

Установочные положения колес. Как видно из рисунка 4.1, при повороте дышла 1 влево, тяга 2 поворачивает маятниковый рычаг 3, а от него тягой 4 усилие передается рычагу 5 и рулевой трапеции 6. Недостатком данного устройства является некоторое несоответствие кинематики подвески и привода. Это вызывает ускоренное изнашивание сопряжений привода. Так, у прицепа МАЗ-5207В (рис. 4.3) поворотная цапфа установлена с помощью шкворня. Рычаги колес 4 шарнирно (шаровыми пальцами) соединены тягами 2 и 3 с кронштейном 1 дышла 5, образуя разрезную рулевую трапецию, т. е. с не сплошной поперечной тягой. Поворот дышла, через тяги и рычаги, вызывает поворот управляемых колес.

С целью повышения маневренности на кафедре АТ НовГУ разработана конструкция системы управления поворотом прицепного звена транспортного средства, защищенная авторским свидетельством (А. с. СССР № 1270986). Блок управления на основе информации датчиков угла поворота управляемых колес тягача, угла складывания автопоезда и скорости транспортного средства, а также датчика обратной связи по положению управляемой оси при помощи гидропривода регулирует угловую скорость поворота управляемой оси прицепного звена в зависимости от скорости транспортного средства. При увеличении числа осей и габаритной длины автопоездов, что неиз­бежно при повышении грузоподъемности, ухудшается маневренность автопо­ездов. Это выражается в увеличении ширины коридора, занимаемой автопоез­дом при повороте. Кроме того, увеличение поперечных реакций дороги, дей­ствующих на колеса во время поворота, вызывает ускоренный износ автошин. В настоящее время, с целью повышения маневренности широко исполь­зуют самоустанавливающиеся оси и оси с самоустанавливающимися колесами.

На рисунке 4.4 изображена тележка с самоустанавливающейся задней осью. Задняя ось 1 может перемещаться в направляющих 5 рессорно-балан­сирной подвески. Центр 2 поворота смещен вперед относительно оси 1 на ве­личину смещения а . Стабилизация прямолинейного движения оси обеспечи­вается поперечной рессорой 3, пружинами 4, а также за счет смещения а . Бо­ковые составляющие реакции дороги, действующие на колеса, поворачивают (из-за смещения а ) ось так, что устра­няется боковое проскальзывание шин. Так как поворотные оси увеличи­ва­ют погрузочную высоту и высоту распо­ложения центра тяжести, то чаще приме­няют самоуста­навливающиеся колеса. Здесь вперед от оси вынесен шкворень. Колеса соединены поперечной тягой, на которой установлен механизм блоки­ровки колес для движения в прямом на­правлении при движении задним ходом или со скоростью более 30 км / час.

При­вод механизма – электропневматический. Рис. 4.4. Тележка двухосного полуприцепа с самоуста­навливающейся задней осью. Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском: Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9699 - | 7623 - или читать все.


Новинки: